1
Пояснительная записка
Проблема
патриотического
воспитания
и
гражданского
становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В
Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только
государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства
на
воспитание
человека
с
активной
жизненной
позицией,
трудолюбивого
и
высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности,
традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную
терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления
экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной
работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки
его к защите Родины.
Обществу
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на
его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится
воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Дополнительная
общеобразовательная
общеобразовательная
общеразвивающая
общеразвивающая
программа
Дополнительная
социально-гуманитарной
направленности «Юный Патриот» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на
30 сентября 2020 года).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
2
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Требования
программам
для
к
дополнительным
включения
в
общеобразовательным
общеразвивающим
систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
Патриот» имеет социально-гуманитарную направленность и представляет собой вариант
программы организации внеурочной деятельности учащихся 7-11 классов МБОУ СОШ №
81 в 2022-2023 учебном году.
Актуальность разработки и создания данной ДООП. Патриотизм – система
ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный
фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности
государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического
воспитания детей и подростков. Данная образовательная программа является средством
развития мотивации, творческого потенциала обучающихся в процессе совместной
добровольной, продуктивной творческой деятельности.
Программа ориентирована на освоение социальных ценностей, формирования
гражданского сознания, чувств и поведения обучающихся, подготовки их к жизни в
3
обществе и выполнению конституционного долга – службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
Занимаясь по программе «Юный патриот», обучающиеся имеют возможность не
только овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками
строевой, огневой военной подготовки, подробное представление о воинском труде,
данная программа благотворно влияет на детский организм, помогает развитию
сплоченности, дружбы,ответственности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы
является то, что она совмещает общевоинскую, физическую,гуманитарную и специальную
подготовку. Программа дает возможность получить допрофессиональную военную
подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и
специальной подготовке.
Цель программы - развитие высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, повышение эффективности нравственного воспитания и
подготовка допризывной молодежи к службе в рядах ВС РФ.
Задачами являются:
повышение престижа военной службы, совершенствование работы с
допризывной молодежью области, социально-психологическая адаптация молодых людей
к несению срочной воинской службы;
воспитание чувства гордости и глубокого уважения к российской
символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины;
получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для
прохождения военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения дальнейшего
обучения;
развитие общей культуры обучающихся;
воспитание высоких морально – психологических качеств;
физическое и психологическое развитие личности подростка;
формирование
навыков
дисциплины,
самоорганизации
и
умения
действовать в сложных и экстремальных ситуациях;
эстетическое развитие допризывной молодежи.
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы:
Возраст обучающихся от 11 до 17 лет. Группы комплектуются
мальчиками и девочками, не имеющими предварительной подготовки,
Количество человек в группе 20-25 человек. Занятия проводятся в группе, в
4
соответствии с календарным учебным графиком. Формирование учебных групп
осуществляется согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям к
наполняемости учебных групп.
Срок реализации программы: 4 года.
Форма обучения - очная (возможно электронное обучение некоторых
разделов программы).
Режим занятий:
Общее количество часов в год – 576 часов, 18 часов в неделю;
занятия проводятся 1 раз в неделю по 2,5 учебных часа, где учебный часдля детей
от 11 до 17 лет – 40 минут,
если два часа подряд в один день, то перемена – 10 минут.
Место проведения занятий – учебные классы, тир, спортивные залы
общеобразовательных учреждений.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется по следующимразделам:
военно-историческая подготовка;
законодательные основы военной службы;
строевая подготовка;
военно-прикладная подготовка.
Личностное развитие обучающихся – одна из основных задач в реализации
программы. Цель работы педагога в этом направлении –способствовать формированию
гражданской позиции патриотизма и любви к Родине, способности выстраивать свою
жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
На всем протяжении работы с детьми педагог формирует у занимающихся
нравственные
качества
дисциплинированность,
(честность,
терпимость,
доброжелательность,
коллективизм)
в
сочетании
самообладание,
с
волевыми
(настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
•
личный пример и педагогическое мастерство педагога;
•
высокая организация учебного процесса;
•
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
•
дружный коллектив.
Образовательная деятельность и воспитательная работа осуществляется в тесном
взаимодействии с ветеранскими организациями, войсковыми частями гарнизона,
5
районным казачьим обществом.
Занятия проводятся по интересам сформированных в группы обучающихся,
являющихся основным составом объединения.
Вид образовательной группы – разновозрастная. Состав группы – постоянный.
Форма проведения занятий – групповая.
Виды занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и
индивидуальных
возможностей
общеобразовательной
обучающихся,
программы
и
возраста
специфики
учащихся
содержания
данной
(теоретические
занятия,
практические занятия, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, турниры, встречи с
ветеранами военной службы, ветеранами боевых действий, экскурсии).
Материально-техническое обеспечение:
Необходимые ресурсы для проведения занятий: учебные классы, тир, спортивные
залы общеобразовательных учреждений.
Перечень оборудования, инструментов, материалов:
пневматическая винтовка – 4 штуки;
пульки для стрельбы из пневматического оружия – 1000 штук;
мишени № 6, № 7 (две на листе) – 55 листов каждая;
пневматический пистолет – 2 штуки;
автомат Калашников (учебный) – 2 штуки;
плакаты и стенды по огневой подготовке – 12 штук;
плакаты по строевой подготовке (1комплект) – 16 штук;
средство индивидуальной защиты ОЗК – 2 комплекта;
противогаз – 4 штуки;
ножи спортивные – 3 штуки;
плакаты по общевоинским Уставам (1комплект) – 16 штук;
сборник общевоинских Уставов ВС РФ – 1 книга;
учебные гранаты – 3 штук;
плакаты с образцами военной формы одежды (1комплект) – 16 штук;
плакаты с образцами военной техники вооружения (1 комплект) –16 штук.
Информационное обеспечение:
http://dopedu.ru/ http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12763 http://centry.ucoz.ru/
http://www.akademkniga.ru/
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования
первой
квалификационной категории, высшее военное образование, соответствующее профилю
6
деятельности.
Психологическое обеспечение:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
проведение психологического тестирования по проверке базовых и
приобретѐнных знаний, умений и навыков;
побуждение творческого воображения учащихся к практической и
творческой деятельности;
применение индивидуальных, групповых и массовых форм о бучения;
разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня
удовлетворѐнности учащихся и их родителей дополнительными образовательными
услугами.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются:
1.
Анализ результатов диагностики, сдачи зачетов, нормативов.
2.
Анализ результатов участия обучающихся в соревнованиях.
3.
Анкетирование, тестирование, собеседование.
Основной метод диагностики уровня обученности и воспитанности детей –
педагогическое наблюдение и тестирование.
«Строевая подготовка», «Огневая подготовка» и «Прикладная подготовка»
проверяется во время участия в соревнованиях, по строевой подготовке – ежегодном
смотре строя и песни.
Уровень теоретической подготовки отслеживается методом педагогического
наблюдения и тестирования.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тесты, викторины, промежуточные и итоговые тесты, карточка учета результатов
обучения, участие в соревнованиях, конкурсах. (Приложение).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных
технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических
качеств подростков, на решение их индивидуально- личностных проблем, так и на
совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, на поддержку
подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социальноэкономического плана.
Важнейшее требование к занятиям:
•
дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,
7
физического развития, двигательной подготовленности;
•
формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом
и получения новых знаний.
Нами предполагается
использовать методики,
основанные на
постепенном изучении программного материала.
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
•
методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
•
методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность,
сознание личности;
•
методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое
подразумевает систему упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по
программе.
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение,
просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа,
диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение
соревнований и т.п. Может сопровождаться показом.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых
действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков.
Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к изучаемому
материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений,
демонстрация достижений обучаемых, определение ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос учащихся позволяют выяснить состояние и динамику
развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего
педагогического воздействия на обучающихся.
Работа
с
родителями
(родительские
собрания,
родительский
комитет,
индивидуальная работа) дает возможность для согласованного воздействия на обучаемого,
педагогов и родителей.
Основными формами обучения являются:
теоретические занятия;
практические занятия;
военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, турниры;
8
встречи
с ветеранами военной службы, ветеранами
боевых
действий;
экскурсии.
Образовательные технологии
В
основе
образовательного
процесса
лежат
следующие
технологии
(по
классификации Г.К.Селевко) или их элементы: развивающего обучения, личностноориентированного обучения, сотрудничества, игровые, здоровьесберегающие.
Алгоритм учебного занятия
1.
Организационный момент, повторение ранее усвоенных знаний и умений.
2.
Постановка задачи, открытие новых знаний.
3.
Физкультминутка.
4.
Первичное закрепление материала.
5.
Выполнение самостоятельной работы.
6.
Подведение итога занятия.
9
Содержание программы «Юный Патриот»
Учебный план
Блок
Наименование
раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
часов
Практика
1.
Вводное занятие
7
3,5
3,5
2.
Военно-историческая
подготовка
70
42
28
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
3.
Законодательные
основы военной
службы
70
21
49
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
4.
Строевая подготовка
210
70
140
5.
Военно-прикладная
подготовка
140
21
119
Практическое
выполнение
6.
Соревнование
72
-
72
Итоги
соревнований
7.
Итоговое занятие
7
-
7
576
157,5
418,5
Всего:
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Практическое
выполнение
Тестирование
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие.
Теория: Содержание программы, задачи обучения по каждому разделуи порядок
проведения специальной военной подготовки. Обязанности обучаемых и правила их
поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ.
Практика: Игры и упражнения.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
2.
Военно-историческая подготовка.
Теория: От княжеской дружины до регулярного войска. Великие полководцы
России. Русская армия в первой мировой войне. Основные сражения Великой
Отечественной войны. Защитники Отечества в локальных войнах и военных конфликтах
современности.
Практика: Викторина
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, тестирование.
3.
Законодательные основы военной службы.
Теория: История и становление воинских уставов. Воинские ритуалы. Воинские
10
звания.
Общие
положения
устава
внутренней
службы.
Общие
положения
дисциплинарного устава. Общие положения строевого устава. Общие положения устава
гарнизонной, комендантской и караульной служб.
Практика: Кроссворд.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, тестирование.
4.
Строевая подготовка .
Теория: Изучение и совершенствование элементов одиночной строевойподготовки
(строевая стойка; повороты на месте; движение строевым шагом; повороты в движении;
выход из строя и подход к начальнику; выполнение воинского приветствия). Строи
отделения. Построения отделения в развернутый и походный строй. Отработка строевых
приемов в составе отделения. Прохождение торжественным маршем. Порядок возложения
венков к мемориалам Воинской славы. Порядок смены часовых почетного караула.
Практика. Отработка выполнения команд.
Форма контроля: практическое выполнение строевых приемов.
5.
Военно-прикладная подготовка.
Теория: Меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия. Спортивное
оружие. Стрелковое оружие ВС РФ. Устройство и предназначение автомата Калашникова.
Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке АК, снаряжение магазина.
Основы и правила стрельбы из пневматического оружия. Изучение и совершенствование
техники стрельбы. Практическое выполнение норматива по одеванию противогаза.
Практическое выполнение норматива по метанию ручных гранат и спортивных ножей.
Практика: Отработка выполнения нормативов.
Форма контроля: практическое выполнение.
6.
Соревнование.
Практика. Приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, сохранение и совершенствование традиционных и поиск
инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию обучающихся,
подготовке их к военной службе в правоохранительных органах, подразделениях МЧС
при действиях в ЧС и экстремальных ситуациях, воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, развитие физических качеств. Военизированная эстафета.
Форма контроля: итоги соревнований.
7.
Итоговое занятие. Практика.
Тестирование. Награждение.Форма контроля:
тестирование.
11
Планируемые результаты
В результате реализации Программы ожидается:
повышение престижа военной службы, совершенствование работы с
допризывной молодежью области, социально-психологическая адаптация молодых людей
к несению срочной воинской службы;
воспитание чувства гордости и глубокого уважения к российской символике,
историческим святыням, традициям и обычаям Родины;
получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для
прохождения военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения
дальнейшего обучения;
развитие общей культуры обучающихся;
воспитание высоких морально – психологических качеств;
физическое и психологическое развитие личности подростка;
формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умениядействовать в
сложных и экстремальных ситуациях;
эстетическое развитие допризывной молодежи.
Ожидаемые результаты реализации программы патриотического воспитания учащихся
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов приобретение учащимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально — одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с
педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта. Второй уровень результатов получение школьниками опыта переживания
и позитивного отношения к базовыми ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура, патриотизм, гражданственность. ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьников с РДШ, ЮНАРМИИ, между собой на уровне класса, школы
(массовые акции или мероприятия), то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Именно в такой близкой среде ребенок получает первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергать.
Третий уровень результатов
получение опыта школьниками самостоятельного
общественного действия (проектная деятельность). Только в самостоятельном общественном
действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)
12
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде. С переходом с одного уровня на другой
существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближенно к обучению, где предметом воспитания (как
учащегося) являются знания о социальных ценностях и общественно приемлемом поведении;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников, и социальные ценности усваиваются в отдельных нравственно ориентированных
поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения опыта по
патриотическому воспитанию.
Переход от одного уровня к другому должен быть последовательным, постепенным, что
должно учитываться при организации воспитания и социализации школьников. Таким образом, в
планах воспитательной работы необходимо не только указать воспитательное мероприятие, но и
предполагаемый уровень результатов.
При этом по каждому направлению должна прослеживаться определенная логика в их
проведении.
Личностные
характеристики
эффективности
воспитательной
деятельности
общеобразовательного учреждения (классного руководителя) определяются по результатам
применения психолого-педагогических диагностик результатов личностного развития учащихся
и
диагностики
сформированности
детского
коллектива.
Конечным
результатом
функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный
подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание обучающихся себя как
россиянина, определяющего будущее России.
Личностные результаты:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном про¬странстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
13
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
Обучающийся научится:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
Коммуникативные
Научится:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умению координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
Получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с по¬зициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета инте¬ресов и пози¬ций всех его
участников;
14
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру не-обходимую информацию как ориентир для построения действия;
15
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к программе «Юный Патриот»
Дата
№
план.
Кол-во
часо в
Тема занятия
факт.
Вводное занятие
1
Вводное занятие: Инструктажпо ТБ.
Содержание программы, задачи
обучения по каждому разделу и
порядок проведения специальной
военной подготовки. Обязанности
обучаемых и правила их
поведения на занятиях. Игрыи
упражнения
3
4
5
От
Место
проведения
Время
проведения
Форма контроля
7
Военно-историческая подготовка
2
Форма занятия
княжеской
дружины
регулярного войска..
7
Комбинированное
занятие
Педагогическое
наблюдение
70
до
Теоретическоезанятие
Педагогическое
наблюдение
Великие полководцы России
Теоретическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Русская армия в первой
мировой войне
Основные сражения Великой
Теоретическое
занятие
Теоретическое
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
Отечественной войны.
занятие
наблюдение
16
6
Защитники
Отечества
локальных войнах и военных
конфликтах современности.
в
Викторина
7
Законодательные основы военной службы
8
Теоретическоезанятие
История
Игра
Тестирование
Тестирование
70
и
становление
воинских уставов.
Теоретическоезанятие
Педагогическое
наблюдение
9
Воинские ритуалы.
Теоретическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
10
Воинские звания.
Теоретическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
11
Общие положения устава
внутренней службы.
Теоретическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
12
Общие положения
дисциплинарного устава
Теоретическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
13
Общие положения строевого
устава.
Теоретическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
14
15
Общие положения устава
гарнизонной, комендантскойи
караульной служб.
Кроссворд
Строевая подготовка
16
Теоретическоезанятие
Изучение
и
совершенствование элементов
одиночной
строевой
Игра
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
210
Теоретическоезанятие
17
Практическое
выполнение
подготовки (строевая стойка; повороты
на месте; движение строевым шагом;
повороты в движении; выход из строя
иподход к начальнику; выполнение
воинского
приветствия)
17
Изучение и совершенствование
элементоводиночной строевой
подготовки (строевая стойка; повороты
на месте; движение строевым шагом;
повороты в движении; выход из строя и
подход к начальнику;
выполнение воинского
приветствия)
Практическое занятие
Практическое
выполнение
18
Изучение и совершенствование
элементоводиночной строевой
подготовки (строевая стойка; повороты
на месте; движение строевым шагом;
повороты в движении; выход из строя и
подход к начальнику;
выполнение воинского
приветствия)
Практическое занятие
Практическое
выполнение
19
Изучение и
совершенствование элементов
Практическое
занятие
18
Практическое
выполнение
одиночной строевой подготовки
(строевая стойка;повороты на месте;
движениестроевым шагом; повороты в
движении; выход из строя и подход к
начальнику;
выполнение воинского
приветствия)
20
Изучение и совершенствование
элементоводиночной строевой
подготовки (строевая стойка; повороты
на месте; движение строевым шагом;
повороты в движении; выход из строя и
подход к начальнику;
выполнение воинского
приветствия)
21
Строи отделения
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
22
Строи отделения
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
23
Построения отделения в
развернутый и походный
строй
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
24
Построения отделения в
развернутый и походный
строй
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
25
Отработка строевых приемов
Практическоезанятие
Практическое
19
Практическое
выполнение
Практическое
в составе отделения
занятие
выполнение
26
Отработка строевых приемов
в составе отделения
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
27
Прохождение торжественным
маршем
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
28
Прохождение торжественным
маршем
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
29
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
30
Порядок возложения венков к
мемориалам Воинской славы
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
31
Порядок смены часовых
почетного караула
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
32
Порядок смены часовых
почетного караула
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
Отработка выполнения
команд
Военно-прикладная подготовка
Практическое
занятие
Практическое
выполнение
33
140
34
Меры безопасности пристрельбе из
пневматическогооружия
35
Спортивное оружие
Теоретическое
занятие
Практическое
выполнение
36
Спортивное оружие
Теоретическое
занятие
Практическое
выполнение
37
Стрелковое оружие ВС РФ
Теоретическое
занятие
Практическое
выполнение
38
Стрелковое оружие ВС РФ
Теоретическое
занятие
Практическое
выполнение
Теоретическоезанятие
20
Практическое
выполнение
39
40
Стрелковое оружие ВС РФ
Устройство и предназначениеавтомата
Калашникова
Теоретическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
41
Устройство и предназначение
автомата Калашникова
Комбинированн
ое занятие
Практическое
выполнение
42
Устройство и предназначение
автомата Калашникова
Комбинированн
ое занятие
Практическое
выполнение
43
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК, снаряжение магазина
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
44
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК, снаряжение магазина
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
45
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборкеАК,
снаряжение магазина
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
46
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК, снаряжение магазина
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
47
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборкеАК,
снаряжение магазина
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
48
Выполнение нормативов по
неполной разборке и сборке
АК, снаряжение магазина
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
49
Основы и правила стрельбы
из пневматического оружия.
50
Основы и правила стрельбы
Практическое
занятие
Практическое
21
Практическое
выполнение
Практическое
из пневматического оружия
51
Основы и правила стрельбы
из пневматического оружия.
занятие
Практическое
занятие
выполнение
Практическое
выполнение
52
Изучение и совершенствование
техники
стрельбы
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
53
Изучение и
совершенствование техникистрельбы
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
54
Изучение и совершенствование
техники
стрельбы
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
55
Изучение и совершенствование
техники
стрельбы
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
56
Изучение и совершенствование
техники
стрельбы.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
57
Изучение и совершенствование
техники
стрельбы.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
58
Изучение и совершенствование
техники
стрельбы.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
59
Изучение и
совершенствование техники
стрельбы.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
60
Практическое выполнение
норматива по одеванию
Практическое
занятие
22
Практическое
выполнение
противогаза.
61
Практическое выполнение
норматива по одеванию
противогаза.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
62
Практическое выполнение
норматива по одеванию
противогаза.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
63
Практическое выполнение
норматива по одеванию
противогаза.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
64
Практическое выполнение норматива
по метанию
ручных гранат и спортивныхножей.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
65
Практическое выполнение норматива
по метанию ручных гранат и
спортивных
ножей.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
66
Практическое выполнение норматива
по метанию ручных гранат и
спортивных
ножей.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
67
Практическое выполнение норматива
по метанию ручных гранат и
спортивных
ножей.
Практическоезанятие
Практическое
выполнение
68
Отработка выполнения
нормативов
Соревнование
Практическое
занятие
72
23
Практическое
выполнение
Военно-спортивные игры,
соревнования.
69
Соревнование
Военно-спортивные игры,
соревнования.
70
Соревнование
Военно-спортивные игры,
соревнования.
71
Итоговое занятие
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Награждение
72
Итоги
соревнований
Итоги
соревнований
Соревнование
Итоги
соревнований
Круглый стол
Тестирование
7
Итого 576 часа
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96
№ 12-ФЗ (извлечения).
2. Мухортов Ю.М. «Выживаемость в полевых условиях.Методическое пособие для курсантов
Вузов ФПС РФ». Голицыно, 1997г.
3. «Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.
Гражданская оборона. Пособие» М., Воениздат, 1990г.
4. Шойгу С.К. «Не пустить беду на порог. Гражданская защита» М.,1993г.
5. Саньков В.Я. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».М., 1992г.
6. «Ориентирование и топография. Пособие для курсантов Вузов». М., Воениздат, 1990г.
7. Колядков А.А. «В помощь туристу» М., 1985г.
8. Дворкин А.Д. «Стрельба из пневматических винтовок».
М., 1985г.
9. «Стрелковый спорт и методика преподавания» М., Фисе, 1986г.
10.
Законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О
деятельности различных видов силовых структур»
11.
«Военная история России. Учебник для Вузов» М., Воениздат, 1993г.
12.
«Вооруженные силы зарубежных стран». М., Воениздат., 1997г.
13.
Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: состояние, проблемы,
перспективы развития. / Материалы научно- практической конференции «Дополнительное
образование детей в России:состояние и перспективы развития в XXI веке». – М.: ЦРСДОД, 2000.
14.
Бочаров В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности
школьника: Авторе. диск. док. под, наук. - М., 1991. - 32 с.
15.
Будилова Л. Н. Развитие социально-педагогических функций уч- реждения
дополнительного образование детей. Авторе. диск. на сосиски, учен. степ. канд. под. наук (13.06.00)
/Ин-т педагогики соц. работы Рос. акад. образования, 1998.
16.
Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М.: МИРОС,
1997. - 208 с.
17.
Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. – М.: Центр инноваций в
педагогике, 1998. – 128 с.
18.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. выси. учеб. заведений/
Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000.
19.
Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Сентябрь, 1997. -
96 с.
25
20.
Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально- устойчивой личности
учащегося: Автореферат диск. док. под. наук. - Казань, 1993. - 39 с.
21.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 томах.
/ Отв. ред. Н.Ф. Еркина, В.Г. Бочаров. - Москва- Тула: Сопри, 1993 г., Т1 - 460 ст. 2 - 390 с.
Литература для обучающихся
1. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М.
«Советский спорт» 1990г.
2. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для среднихучебных заведений / Под
ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.
3. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся6-8 классов средней
школы. М. 1989г.
4. Военная топография. (Учебник для курсантов учебныхподразделений).
М. Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
5. Лисов И.И., Корольченко А.Ф. Десантники атакуют с неба. – МВоениздат,1989. – 152.
6. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебноепособие. – М.
Воениздат, 1977
7. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой
войне 480с.
26
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ «ВПК»
«
объединение
Ф.И. учащегося,
возраст
»
год обучения
Ф.И.О. педагога
Теоретическая подготовка
Владение
Теоретические
специальной
знания
терминологией
1
полугодие
Метод диагностики
2
полугодие
Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
(устный и
письменный) и др.
1
полугодие
2
полугодие
Собеседование
(индивидуальное и
групповое) и др.
дата наблюдения
Практическая подготовка
Владение знаниями и
Практические
навыками военноумения и навыки
прикладной
подготовки
Практические
умения и навыки
1
полугодие
1
полугодие
2
полугодие
Практическое
задание и др.
27
1
полугодие
2
полугодие
Практическое заданиеи
др.
2
полугодие
Практическое заданиеи
др.