ДООП Основы компьютерной грамотности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Даная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе следующих нормативных документов:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. ДООП предусматривает
приобщение учащихся к культурным, базовым национальным ценностям российского
общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской
идентичности и обеспечивает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и
на практике полученные знания;
- формирование у учащегося активной жизненной позиции;
- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям.
Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых
ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших
школьников.
Направленность программы

ДООП «Основы компьютерной грамотности» по содержанию является социальнопедагогической; по функциональному предназначению —учебно-познавательной; по
форме организации —индивидуально ориентированной, групповой; по времени
реализации —двухгодичной подготовки.
ДООП «Основы компьютерной грамотности» составлена с учетом санитарногигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного
возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть
учебные места для всех учащихся и одно рабочее место – для педагога.
Новизна программы
Концепция ДООП «Основы компьютерной грамотности» ориентирована на развитие
мышления и творческих способностей младших школьников. Новизна программы
обусловлена своей направленностью на реализацию развития гибкости мышления детей,
соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и
методике обучения информатике детей младшего школьного возраста.
Актуальность ДООП обусловлена тем, что в настоящее время современные
тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных
технологий в учебный процесс. Необходимо помочь учащимся овладеть компьютером и
научить применять эти знания на практике.
ДООП «Основы компьютерной грамотности» рассчитана на детей младшего
школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то
есть для учащихся 2-3. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении
знаний, продолжении образования.
Педагогическая целесообразность ДООП объясняется тем, что в процессе ее
реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания,
но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического
кругозора детей.
Целью обучения по ДООП «Основы компьютерной грамотности» является развитие
интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных
технологий.
Задачи обучения:
- познакомить учащихся с основными свойствами информации, научить их приёмам
организации информации и планирования деятельности, в частности и учебной, при
решении поставленных задач;
- дать учащимся представления о современном информационном обществе,
информационной безопасности личности и государства;
- дать учащимся первоначальное представление о компьютере и современных
информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWERPOINT, EXCEL;
- углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной
учебной деятельности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания
компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Отличительные особенности данной ДООП заключаются в том, что программные
средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями,
понятным даже второкласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет
легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна
организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы

к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться
произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок
индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к
каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются:
текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWERPOINT; электронные
таблицы EXCEL.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей, умения создавать проекты. Программа позволяет
использовать и нетрадиционные формы работы. На
занятиях большую роль играет
демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в
виде презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся творческие
способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками
информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои
проекты.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-10 лет.
Сроки реализации образовательной программы 2 года, каждый год обучения рассчитан на
34 часа. Итого - 68 часов, из них 19 часов отводятся на теорию, а 49 часов – на овладение
практическими навыками.
1 год - начальная ступень (2 класс);
2 год - основная ступень (3 класс).
Начальная ступень является этапом формирования алгоритмического мышления детей,
развития их коммуникативных способностей.
Основная ступень должна формировать у учащихся готовность к информационной
деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных
технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования. Ко второму году
обучения допускаются учащиеся, прошедшие начальную ступень обучения.
Формы занятий:
Занятия ДООП «Основы компьютерной грамотности» состоят из теоретической и
практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
В процессе работы ДООП «Основы компьютерной грамотности» используются различные
формы и методы работы (конкурсные работ учащихся, презентации и т.д.). Теоретические
знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела
и в конце учебного года (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование). Основная
форма работы по программе – занятия с группой
учащихся с использованием
традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно
использовать компьютеры в образовании.
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, продолжительностью 40 минут. Во
время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Для
успешной деятельности каждому ребенку необходимо работать на отдельной машине,
сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие.
Планируемые результаты освоения учащимися ДООП «Основы компьютерной
грамотности»

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням
и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными
результатами.
Личностные результаты:
-

дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-

умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-

умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:

-

умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-

умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-

умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности
и способы их улучшения;

-

умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;

-

умение понимать цель выполняемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия:

-

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

-

осуществлять поиск информации с помощью ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

-

умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;

-

координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками;

-

принимать общее решение;

-

контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

-

умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в
связном повествовании полученную информацию.

-

Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать:
правила техники безопасности;
основные устройства ПК;
что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи
иниформации;
правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора PAINT;
возможности текстового редактора WORD;
иметь представление о компьютерных вирусах;
иметь представление об антивирусных программах;

что такое алгоритм, формы записи алгоритмов, основные символы блок-схем
алгоритмов, структуры алгоритмов;
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT
К концу второго года обучения учащиеся
должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- что такое информация; виды информации;
- правила работы за компьютером;
- назначение и возможности графического редактора PAINT;
- возможности текстового редактора WORD;
- назначение и работу программы PowerPoint;
- понятия локальных и глобальных сетей;
- основы Интернет;
- работу электронной почты;
- назначение и возможности электронных таблиц Excel;
- основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)
- программы архиваторы
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть
программу.
- Работать с программами Word, Paint, Excel, Power Point;
- работать с электронной почтой;
- создавать презентацию, используя все возможности PowerPoint;
- составлять и защищать творческие мини-проекты;
Способы проверки результатов освоения программы:
Для подведения итогов по результатам освоения материала по пройденным темам
используется пакет практических работ по каждому разделу (компьютерное тестирование).
Виды и формы контроля
-

Виды
контроля
Вводный

Содержание
Уровень
первоначальных

Методы

Тестирование,
знаний анкетирование,
наблюдение

Сроки
контроля
1-й
год
обучения

по
компьютерным
технологиям
Сформированность
общеучебных умений

анкетирование,
наблюдение

1-й
год
обучения
Текущий
Освоение учебного материала по темам раздела:
Устройство ПК
Практические
1-й и 2-й
Работа с информацией работы,
тестирование
годы обучения
Клавиатура
Paint
Word
Power Point
Excel
Компьютерные
коммуникации
Программное
обеспечение
Оценка
Наблюдение
1-й и 2-й
самостоятельности,
годы обучения
возможностей,
умения
спланировать
работу,
способность
к
самоконтролю.
Коррекционный
Коррекция знаний
Повторные
тесты,
1-й и 2-й
дополнительные
годы обучения
упражнения
Итоговый
Контроль выполнения
Зачетные,
поставленных задач
контрольные
работы, творческие
проекты,
тестирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
пп
1

Раздел, тема
Введение

Количество часов
Теоретич. Практич.
Всего
занятия
занятия
3
2
1

1.1

Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с
предметом. Основные устройства ПЭВМ

1

1.2

Операционная система Windows. Знакомство с
клавиатурой

1

1.3

Получение навыков работы с мышью.

1

Компьютерная графика
Графический редактор Paint: инструментарий
программы Paint. Меню и палитра инструментов,
сохранение выполненной работы в файле, открытие
файла для продолжения работы

5
1

2.2

Графический редактор Paint: разработка и
редактирование изображений

1

1

2.3

Графический редактор Paint: составление рисунка из
геометрических фигур

1

1

2.4

Графический редактор Paint: копирование элементов
рисунка

1

1

2.5

Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция
(Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя
школа»)

1

1

3.1

Текстовый редактор
Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры

20
2

3.2

Отработка навыков по набору текста

2

2

3.3

Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста

2

2

3.4

Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи
WordArt

1

1

3.5

Текстовый редактор Word: поздравительная открытка

1

1

3.6

Текстовый редактор Word: титульная страница книги

1

1

3.7

Текстовый редактор Word: копирование текста

1

1

3.8

Итоговая работа. Проект. Создание грамоты.

1

1

3.9

Текстовый редактор Word: построение таблиц

2

2

3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц

1

1

3.11 Текстовый редактор Word: работа с таблицами

1

1

3.12 Текстовый редактор Word: вставка символов

2

2

3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt

1

1

3.14 Текстовый редактор Word:работа с фигурами

1

1

3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря

1

1

Мастер созданий буклетов и брошюр

2

2

4.1

Программа Publisher.Брошюра. Оформление

1

1

4.2

Программа Publisher. Буклет. Оформление

1

1

5

Компьютеры в океане информации

3

3

5.1

Информация. Количество информации

1

1

5.2

Получение, обработка, передача, хранение
информации

1

1

5.3

Компьютерные вирусы, антивирусные программы

1

1

Алгоритмы

2

1

2
2.1

3

4

6

1
1

1
1

4

19
1

1

6.1
6.2

Последовательность
действий.
Выполнение
последовательности действий.
Знакомство со способами записи алгоритмов.
Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

1

1

1

1

Содержание курса первого года обучения
Раздел 1.Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные
устройства ПЭВМ
Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника
безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой
Содержание материала: Операционная система Windows. Клавиатура. Компьютерные
игры.
Формы занятий: игра
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.3Получение навыков работы с мышью.
Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер
Раздел 2. Компьютерная графика
Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и
палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для
продолжения работы
Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов
графического редактора Paint.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление
рисунка из геометрических фигур
Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление
рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на
тему:«Мой дом», «Моя школа»)
Содержание материала: Итоговая работаСоздание композиций на тему: «Мой дом»,
«Моя школа»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Раздел 3. Текстовый редактор
Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные
объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.2Отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка,
предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.3Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста
Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды
шрифта. Изменение цвета шрифта
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.4 Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст,
проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка,
надписиWordArt.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.5 Текстовый редактор Word: поздравительная открытка
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст,
проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа:
«Поздравительная открытка».
Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.6 Текстовый редактор Word: титульная страница книги
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст,
проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа:
«Титульная страница книги».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.7 Текстовый редактор Word: копирование текста
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст,
проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение
текста.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты
Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст,
проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание
грамоты».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.9 Текстовый редактор Word: построение таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word. Структура таблицы. Построение таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.11 Текстовый редактор Word: работа с таблицами
Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц.
Добавление и удаление столбцов и строк
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.12 Текстовый редактор Word: вставка символов
Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt
Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков

Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.14 Текстовый редактор Word:работа с фигурами
Содержание материала: Фигуры в Word. Вставка и изменение фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст,
проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр
Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные
объектыPublisher. Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление
Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Раздел 5. Компьютеры в океане информации
Тема 5.1 Информация. Количество информации
Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации
Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование
информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы
Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные
Антивирусные программы.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.

вирусы.

Раздел 6. Алгоритмы
Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.

Содержание материала: Последовательность действий.
состояний в природе. Выполнение последовательности действий.
Формы занятий: теоретическое занятие - игра
Методическое обеспечение: презентация.

Последовательность

Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в
алгоритмах.
Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные
символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: алгоритмы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
пп
1

Раздел, тема
Введение

1.1

Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом.
Основные устройства ПЭВМ

1.2

Операционная система Windows. Освоение
клавиатуры

Количество часов
Теоретич. Практич.
Всего
занятия
занятия
2
1
1
1

1
1

2.1

Технология работы в текстовом редакторе Word
Текстовый редактор Word: отработка навыков по
набору текста

10
1

2.2

Текстовый редактор Word: редактирование документа

1

1

2.3

Текстовый редактор Word: форматирование
документа

1

1

2.4

Текстовый редактор Word: вставка объектов

1

1

2.5

Текстовый редактор Word: редактор формул

1

1

2.6

Текстовый редактор Word: создание и редактирование
таблиц

1

1

2.7

Текстовый редактор Word: работа с таблицами и
формулами

1

1

2.8

Текстовый редактор Word: создание таблиц
иерархической структуры

1

1

2.9

Составление кроссвордов

2

1

1

3.1

Компьютерные презентации Power Point
Разработка презентаций

6
2

1
1

5
1

3.2

Использование анимации в презентации

1

1

3.3

Интерактивная презентация. Гиперссылка

1

1

3.4

Проектная работа «Мой класс»

2

2

2

3

1

9
1

Технология работы с электронными таблицами
Exsel
Электронные таблицы MSExsel: назначение, основные
функции, настройка таблиц

9

4

1

1

4.2

Структура электронных таблиц (строка, столбец,
ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст).
Формат данных

1

1

4.3

Создание и редактирование электронных таблиц

2

4.4

Создание диаграмм

2

4.5

Создание и использование простых формул

1

4.6

Абсолютные и относительные адреса ячеек

4
4.1

5

2
1

1

2

1

1

Компьютерные коммуникации

4

2

2

5.1

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

1

5.2

Поисковые системы. Поиск информации в интернете

2

1

5.3

Электронная почта

1

Программное обеспечение компьютера

2

2

6.1

Основные понятия программного обеспечения.
Базовое и сервисное программное обеспечение

1

1

6.2

Программы-архиваторы

1

1

6.3

Итоговое занятие-игра

1

5

6

1
1

1

Содержание курсавторого года обучения
Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ
Содержание материала: Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные
устройства ПЭВМ.
Формы занятий: путешествие
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору
текста Формы занятий: путешествие
Методическое обеспечение: презентация
Раздел 2. Технология работы в текстовом редакторе Word
Тема 2.1 Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.2 Текстовый редактор Word: редактирование документа
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.3 Текстовый редактор Word: форматирование документа
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.4 Текстовый редактор Word: вставка объектов
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Вставка объектов Wordв текст
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.5 Текстовый редактор Word: редактор формул
Содержание
материала:
Создание,
редактирование
и
форматирование
документа.Создание формул.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.6 Текстовый редактор Word: создание и редактирование таблиц
Содержание материала: Создание и редактирование таблиц.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.7 Текстовый редактор Word: работа с таблицами и формулами
Содержание материала: Создание и редактирование таблиц. Работа с формулами
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.8 Текстовый редактор Word: создание таблиц иерархической структуры
Содержание материала: Создание и редактирование таблиц. Создание таблиц
иерархической структуры.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.9 Составление кроссвордов
Содержание материала: Творческая работа: Составление кроссвордов.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 3. Компьютерные презентации PowerPoint
Тема 3.1 Разработка презентаций
Содержание материала: Запуск и сохранение презентаций. Структура презентации.
Рабочее поле PowerPoint. Создание слайдов. Работа с фоном. Ввод текста. Шрифты.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.

Тема 3.2 Использование анимации в презентации
Содержание материала: Вставка объектов WordArt. Вставка
фотографий. Настройка анимаций.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.

картинок,

Тема 3.3 Интерактивная презентация. Гиперссылка
Содержание материала: Работа со слайдами. Режим смены слайдов. Копирование,
перемещение. Гиперссылка. Звук и видео в презентации. Демонстрация презентаций.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.
Тема 3.4 Проектная работа «Мой класс»
Содержание
материала:
Работа
со
слайдами.
Демонстрация
презентаций.практическая работа «Мой класс»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.
Раздел 4. Технология работы с электронными таблицами Exsel
Тема 4.1 Электронные таблицы MS Exsel: назначение, основные функции, настройка
таблиц
Содержание материала: Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура
таблиц (строка, столбец, ячейка).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.2 Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных
(числа, формулы, текст). Формат данных
Содержание материала: Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура
таблиц (строка, столбец, ячейка).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.3Создание и редактирование электронных таблиц
Содержание материала: Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).Создание и
редактирование электронных таблиц.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.4 Создание диаграмм
Содержание материала: Диаграммы. Виды диаграмм.Создание диаграмм.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.5 Создание и использование простых формул

Содержание материала: Формулы. Создание и использование простых формул
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.6 Абсолютные и относительные адреса ячеек
Содержание материала: Абсолютные и относительные адреса ячеек
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel
Раздел 5. Компьютерные коммуникации
Тема 5.1 Локальные и глобальные компьютерные сети
Содержание материала: Локальные и глобальные компьютерные сети. Краткая
история Интернета. Обзор основных служб.
Формы занятий: путешествие
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Поисковые системы. Поиск информации в интернете
Содержание материала: Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: выход в интернет
Тема 5.3Электронная почта
Содержание материала: Электронная почта (общие принципы работы с
электронной почтой, отправка и получение сообщений).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: выход в интернет
Раздел 6. Программное обеспечение компьютера
Тема 6.1 Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное
программное обеспечение
Содержание материала: Программное обеспечение. Базовое и сервисное
программное обеспечение
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.2Программы-архиваторы
Содержание материала: Программы-архиваторы. Zip-архивы
Формы занятий: рассказ
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.3Итоговое занятие-игра
Содержание материала: Повторение тем занятий
Формы занятий: игра-викторина
Методическое обеспечение: тестовые задания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При работе используются задания и упражнения на 20 мин. Если работа большая, то она
делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки.
Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром
работ.
Программа «Компьютерная грамота» предполагает включение в учебный процесс
игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение
развивающих игр, повышенное внимание к творчески одаренным учащимся, помогает
планировать индивидуальную работу с учащимися разной подготовки.
Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных
программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют
организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментальноисследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной
деятельности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагогов
1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб.,
1996.
2. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.
3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и
информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
Список литературы для учащихся
1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В.
Макаровой, Питер, 2004 г.
2. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
3. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».