Аннотация к программе внеурочной деятельности
«Шахматы»
Шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Они развивают
умственные способности и фантазию ребенка, являются идеальным материалом для
развития творческого мышления, тренируют его память, формируют и совершенствуют
сильные черты личности, такие как: воля, решительность, выдержка, терпение,
находчивость,
сосредоточенность,
дисциплинированность
мысли,
трудолюбие,
усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в
мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать
у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. В
этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности шахмат.
Целью данной программы является формирование первоначальных знаний, умений
и навыков шахматной игры, создание условий для развития познавательных процессов и
эмоционально-волевой сферы обучающихся
Задачи программы:
Образовательные (предметные)
· учить самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной
учебной деятельности;
· создавать условия для формирования и развития ключевых компетенций
обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Развивающие (метапредметные)
· развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
·
формировать
универсальные
способымыследеятельности
(абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции).
· развивать навыки групповой работы;
· способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями; заложить
идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной
ответственности.
Воспитательные (личностные)
· воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко
времени.
Программа «разноуровневая» и позволяет учитывать разный уровень развития и
разную степень освоения содержания детьми.
«Стартовый» уровень - первый год обучения. Обучающиеся получают первичное
представление о шахматах и знакомятся с правилами игры.
1 й уровень (базовый), срок реализации 1 год (второй год обучения) - углубляются
полученные знания, изучаются тактические приемы и сложные комбинации, формируется
навык самостоятельной работы и устойчивый интерес к шахматам.
2й уровень (базовый), срок реализации 1 год (третий год обучения) углубляются
знания шахматной стратегии, изучаются стратегические планы, ведения атаки и защиты,
формируется навык планирования партии.
Занятия шахматами активно влияют на формирование характера, личности
человека. Они учат логике, ответственности, концентрации внимания, воле к победе,
развивают память, наглядно-образное мышление, способствуют как развитию логического
мышления, так и воспитанию усидчивости, вдумчивости, целеустремленности - вот
далеко не полный перечень всех необходимых в повседневной жизни качеств
современного человека.
Программа носит последовательный и усложняющий характер. Каждая тема
условно делится на теоретическую и практическую часть и имеет базовую и вариативную
части. Материал излагается в доступной, простой форме. Программа знакомит детей с
шахматной игрой, нацелена на вызывание интереса и потребности в занятиях шахматами.
Сведения о шахматах предлагаются культурологического, общеразвивающего плана,
поэтому не утомляют детей, а пробуждают интерес к искусству шахматной игры. Для
объяснения может применяться игровой метод (например, для самых младших первое
знакомство с шахматами происходит в виде сказки). В процессе освоения программы
учащиеся получают общие сведения о шахматной игре, узнают название фигур, правила
ходов, названия направлений и участков на шахматной доске, понятия шаха, мата,
правила игры, названия периодов шахматной партии, участвуют в соревнованиях внутри
объединения, встречаются с шахматистами из других образовательных учреждений
города соответствующего возраста и подготовки.
В обучении младших школьников применяется игровой метод. Для лучшего
запоминания материала используется метод изо: дети рисуют шахматные фигуры,
подписывают их названия, изображают шахматную доску, закрашивают шахматные поля,
где фигуры находятся в начале партии, показывают стрелками ходы. Практикуются
тренировочные игры по типу этюдов (с ограниченным количеством фигур).
Для более старших обучающихся, объяснение сопровождается демонстрацией
диаграмм, разыгрыванием показательных этюдов на шахматной доске. Применяется
принцип постепенного и последовательного расширения теоретических знаний
параллельно с развитием практических навыков. Занятия проводятся в форме творческих
заданий, турниров, игр, а также применяется форма индивидуальных заданий для тех
ребят, которые обнаруживают хорошие способности к игре в шахматы. Для них большая
часть времени отдается практическим занятиям: уделяется внимание анализу партии,
этюдов, решению шахматных задач. Еженедельно в кружке проводятся мини-турниры,
позволяющие ребятам оценивать свои знания и стремиться к совершенствованию игры в
шахматы.
Главной отличительной особенностью данной программы является отказ от
принципа спиралевидного усвоения материала в зависимости от уровня подготовленности
учащихся, то есть, сразу блоком дается новый материал на принципах, где нет
ограничений для повышения уровня мастерства. Многие принципы излагаются
практически в одном виде, как для новичков, так и для квалифицированных шахматистов.
Особенностью является отдача приоритета серьезной теоретической подготовке, умению
анализировать в пропорции между частой соревновательной практикой и теоретической
подготовкой.
Основные принципы дополнительной общеобразовательной программы
- принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса:
технической, тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной
работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.
- принцип преемственности определяет последовательность изложении
программного материала по этапам многолетней подготовки. Надо обеспечить в
многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей
технико-тактической подготовленности.
- принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальных особенностей юного шахматиста вариативность
программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием
тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной
педагогической задачи.
Программа расчитана на 3 года и предназначена для обучающихся 6-17 лет.
Объем программы:
1 год обучения 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа (один час равен 45 минутам)
2 год обучения 216 часов 3 раза в неделю по 2 часа (один час равен 45 минутам)
- год обучения 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа (один час равен 45 минутам)
Занятия проводится 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут (один час
равен 45 минутам)
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для обучения школьников в возрасте от 6 до 17 лет. Занятия по программе
проводятся с объединениями детей как одного возраста, так и разного возраста с
постоянным составом.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих,
зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой,
наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
a. При знакомстве с шахматными фигурами.
b. При изучении шахматной доски.
c. При обучении правилам игры;
d. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом
шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем
при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых
позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично - поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения
обучающимся (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная
шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и
т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Особенности организации занятий
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения
шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные
дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур,
блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению "до матового" периода игры.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение
которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее
игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются
занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Для работы над ошибками, более углубленного изучения материала программы,
подготовки к участию в шахматных турнирах и сдаче разрядных нормативов
предусмотрены индивидуальные занятия.
Ожидаемые результаты
1. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Контроль и оценка результатов
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются результатами по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение ребенком знаний (об истории
возникновения шахмат в мире, истории возникновения шахмат в России, правилах
совершения хода в шахматной партии и ведения шахматной партии, правилах шахматного
этикета), развитие познавательных способностей, получение навыков эффективного
взаимодействия в группе.
Для достижения данного уровня результатов особое место имеет взаимодействие
обучающегося с педагогом как значимым для него носителем положительного
спортивного знания и шахматного опыта.
Второй уровень результатов – приобретение умения логически осмысливать
каждый ход в партии, приобретение навыков делать выводы, основываясь на ходах
соперника, получение учащимся опыта выступления на шахматных соревнованиях, опыта
побед и поражений, опыта командной игры в турнире, получение учащимся опыта оценки
результатов партии и поиска способов усовершенствования своей игры.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой в группе, то есть в дружественной,
спортивной среде. Именно в такой среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Только, делая собственные выводы по своей игре, ребенок может заметить свои ошибки в
ведении партии, а педагог старается направлять ребенка на
совершение правильных выводов и правильной оценки своей игры.
Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного
совершенствования своей игры, умение оформлять свою мысль в устной и письменной
речи, умение отличать верно, выполненное задание от неверного. Только в результате
самосовершенствования ребенок может окончательно изучить свои сильные и слабые
стороны и стать хорошим шахматистом, а также укрепить волю и характер.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме
наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)